Модульные курсы

Цикл «Навыки профессиональной и личной
эффективности педагога»

Цикл «Инклюзивный подход в образовании»


Цикл «Навыки профессиональной и личной эффективности педагога»

Курс 1

Тайм-менеджмент для учителя, или Как эффективно организовать свое время

Меркулова Татьяна Викторовна

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», соавтор (совместно с М.Р.Битяновой) программы по разработке и внедрению педагогических и психологических технологий и методов в развивающую работу с детьми на уроке, автор и ведущая психологических программ для старшеклассников, автор ряда публикаций по тайм-менеджменту в современной школе и по развитию навыков тайм-менеджмента у детей.

Теплицкая Александра Глебовна

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Автор публикаций по формированию психологической культуры детей и взрослых, автор программы комплексного мониторинга социально-личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тайм-менеджмент – понятие, которое стало активно входить в нашу повседневную жизнь. Его часто трактуют как искусство управления временем. В такой трактовке кроется противоречие – ведь мы не можем управлять временем, мы можем управлять собой. Таким образом, мы можем лишь формировать способность обращаться со временем в соответствии с нашими представлениями и жизненными смыслами. см. подробнее

Курс «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время» – «путеводитель» для всех специалистов, которые решили освоить приемы наиболее эффективного распределения времени для достижения своих целей и сделать их частью своей повседневной жизни.

Управление временем – способность, которую многие начинают развивать лишь по необходимости. При этом в большинстве случаев оказывается, что довольно трудно избавиться от укоренившихся привычек и использовать новый стиль на сто процентов.

В результате изучения предложенных материалов, слушатели курса приобретут знания о психофизиологических и личностных качествах, которые влияют на те или иные особенности поведения, на навыки организации своей деятельности, на образ жизни в целом. Курс содержит задания и упражнения, которые помогут перевести полученные теоретические знания в область практики, т.е. организовать свое время таким образом, чтобы успевать все и в намеченные сроки. Для демонстрации основных положений, изложенных в курсе, авторы используют примеры из практической деятельности учителей.

Курс 2

Тайм-менеджмент для ученика, или Как научить детей организовывать свое время

Беглова Татьяна Владимировна

Психолог-методист, специалист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Совместно с М. Битяновой провела ряд межшкольных семинаров в Москве по антропологическому подходу в образовании. Автор учебно-методических и научно-методических пособий для педагогов и психологов.

Меркулова Татьяна Викторовна

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», соавтор (совместно с М.Р.Битяновой) программы по разработке и внедрению педагогических и психологических технологий и методов в развивающую работу с детьми на уроке, автор и ведущая психологических программ для старшеклассников, автор ряда публикаций по тайм-менеджменту в современной школе и по развитию навыков тайм-менеджмента у детей.

Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей, стоявшей перед школой. Но в последнее время стало очевидно, что тех навыков организации деятельности, которые получают ученики в процессе обучения, уже недостаточно. В связи с этим школа стала брать на вооружение то, что было наработано в бизнесе – приемы тайм-менеджмента. Однако, далеко не всё, что разработано в практике обучения взрослых, можно напрямую перенести в школьную жизнь. см. подробнее

Курс «Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время» адресован, прежде всего, педагогам, психологам и классным руководителям, которые ставят перед собой задачу развивать в детях самостоятельность, умение планировать, умение ставить и реализовывать свои цели. Это и определило основную цель и содержание курса, включившего описание методических принципов построения программы по тайм-менеджменту для школьников и авторские сценарии развивающих занятий с детьми.

Данный курс может стать основой для развивающих психологических занятий во 2-5 классах, модулем факультативного курса с детьми по развитию организационных компетенций, а также циклом тематических классных часов в средней и старшей школе по формированию целеполагания и планирования.

Кроме этого, представленные в курсе материалы могут быть использованы родителями, которые ставят перед собой задачу обучения детей навыкам организации своего времени.

Курс 3

Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения

Стюхина Галина Андреевна

Кандидат психологических наук, доцент. В 1995 году окончила очную аспирантуру Московского государственного педагогического университета им. В.И.Ленина, защитила кандидатскую диссертацию. В своих научных поисках разделяет функционально-генетический подход в изучении способностей академика В.Д. Шадрикова. Являлась главным научным сотрудником научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Автор нескольких учебно-методических пособий по психологии. Преподает дисциплины психолого-педагогического цикла на кафедре психологии младшего школьника МПГУ им. В.И.Ленина. Практикующий психолог с большим опытом консультативной и тренинговой работы.

Можно ли жить без конфликтов? Скорее всего нет, т.к. в основе конфликта всегда лежит противоречие, несовпадение жизненных целей, ценностей, установок. И вряд ли найдется человек, который скажет, что его картина мира полностью совпадает с картиной мира всех людей, с которыми он взаимодействует дома или на работе. В любом общении время от времени возникают противоречия и несовпадение целей и интересов. Неразрешенный конфликт может привести к обидам, раздражительности, гневу, депрессии и другим негативным состояниям. От умения эффективно разрешать различные проблемные ситуации зависят качество межличностных отношений и благополучие психоэмоционального состояния всех участников взаимодействия. Следовательно, надо научиться анализировать, понимать и управлять конфликтами. см. подробнее

В данном курсе рассматриваются причины возникновения конфликтов и способы разрешения наиболее типичных проблемных ситуаций.

Автор знакомит слушателей с основными понятиями конфликтологии и предлагает задания, направленные на формирование практических навыков управления конфликтами, ведения переговоров, оптимального реагирования на провоцирующее поведение, саморегуляции своего эмоционального состояния в напряженной ситуации.

В данном курсе анализируются реальные конфликты, которые достаточно часто встречаются в педагогической практике.

Курс 4

Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе

Осухова Наталия Георгиевна

Практикующий психолог, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Участник многочисленных реабилитационных программ, в том числе международных проектов для социальных работников.

Автор более ста пятидесяти научных публикаций по различным проблемам психологии (в том числе многократно переизданного учебного пособия «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях»), а также многочисленных научно-популярных статей в газетах и журналах.

Область научных интересов: психология личности; консультативная психология; психологическое сопровождение личности в трудных и экстремальных ситуациях; психологическая поддержка специалистов социономических профессий.

Данный курс посвящен проблеме, важной для каждого, кто работает с людьми, – как не сгореть на работе? Его основная цель – психологически подготовить слушателей к встрече с трудностями педагогического общения, вооружить их знаниями и умениями, позволяющими быть устойчивыми к профессиональному выгоранию. см. подробнее

Анализируя путь, который прошло изучение феномена профессионального выгорания в зарубежной и отечественной психологии, автор помогает слушателям освободиться от гипноза мифов и «страшилок» о выгорании и предлагает собственный подход к пониманию этого феномена и его профилактике.

В процессе изучения предлагаемых материалов слушатели:

  • познакомятся с современными представлениями о профессиональном выгорании;
  • узнают об основных стадиях выгорания и особенностях психических состояний на каждой из них;
  • освоят навыки самодиагностики (смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя);
  • освоят методы и приёмы помощи себе и другим в ситуациях профессионального стресса.

Предлагаемые в данном курсе учебные материалы включают в себя задания и упражнения, которые могут оказаться полезными при самодиагностике, а также развитии навыков саморегуляции и самоподдержки в сложных ситуациях. Автор ориентирует читателя на то, как важно научиться любить и принимать жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Курс 5

Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса

Родионов Вадим Альбертович

Заведующий лабораторией социально-психологического сопровождения образовательного процесса НИИ столичного образования МГПУ, профессор кафедры общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, доктор педагогических наук. Является лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, конкурса институциональных грантов Москвы в сфере профессионального образования, премии Правительства Российской Федерации в области образования. Автор более 300 печатных работ, в т.ч. «Физическое развитие и психическое здоровье» (1997), «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе» (2001), «Я и все-все-все» (2002), «Подросток и наркотики» (2004), «Прививка от стресса» (2006), «Основы психологии здоровья в профилактической работе педагога» (2010) и др.

Большинство из нас время от времени испытывает стресс, который может быть обусловлен различными причинами: напряженным темпом жизни, конфликтами дома или на работе, обилием негативной информации в СМИ, необходимостью быстро принимать решения в ситуациях неопределенности и др. Однако разрушающее влияние стресса не в самом событии, а в том, как мы на него реагируем, как преодолеваем препятствия, как переживаем последствия перенесенного стресса. Если у нас есть навыки разрешения проблемных ситуаций, если мы умеем регулировать свое психоэмоциональное состояние, то многие события жизни будут восприниматься не как стрессовые, а как обычные текущие дела и небольшие затруднения. см. подробнее

Данный курс содержит информацию о причинах и стадиях развития стресса, о различных тактиках поведения человека в сложных ситуациях и др. Кроме этого, в курсе предложены практические задания, выполняя которые можно определить свою стрессоустойчивость, понять особенности эмоциональных реакций, которые возникают при столкновении с профессиональными или личными проблемами, освоить методы профилактики и преодоления стресса.

Курс адресован всем, кто сталкивается с проблемой стресса и готов осваивать специальные приёмы, помогающие распознавать различные факторы риска возникновения стресса и управлять своими убеждениями и эмоциональными состояниями в наиболее напряженные периоды жизни.

Курс 6

Управление имиджем, или Как создать свой стиль

Ревина Марина Андреевна

Кандидат социологических наук, доцент. В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности "социология управления". Доцент кафедры социологии, психологии и педагогики Московского государственного технологического университета "Станкин". Область научных интересов: психология и социология управления, гендерные аспекты управленческой деятельности, психологические аспекты управления персоналом, организационная культура.

Профессия педагога относится к публичным видам деятельности. Учитель всегда на виду, поэтому для него очень важно, какое впечатление он производит на окружающих, как его воспринимают дети, родители, коллеги. Имидж для педагога является важной составляющей профессиональной культуры, однако не всегда ему уделяется должное внимание. см. подробнее

Из чего складывается наш имидж? Какие факторы влияют на его формирование? Почему первое впечатление часто является определяющим в дальнейших отношениях между людьми? Как найти «золотую середину» между необходимостью соответствовать ситуации и ожиданиям окружающих и потребностью выразить свой индивидуальный стиль и неповторимость? На эти и другие вопросы можно найти ответы, изучив материалы данного курса. Автор предлагает проанализировать те или иные слагаемые имиджа (внешний облик, мимику, походку, речь и др.) и на основании выявленных особенностей попытаться сформировать у себя новые навыки и стили поведения, которые помогут презентовать себя с лучшей стороны, высветив наиболее ярко свои достоинства и завуалировав недостатки.

Курс 7

Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения

Арсланьян Валерия Петровна

Кандидат психологических наук, доцент. Окончила психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: психологическая диагностика, психология управления, психологическое консультирование.

Мы постоянно общаемся с другими людьми на работе и дома, и чтобы это общение было продуктивным и приносило положительные эмоции, нам нужно находить способы принятия таких соглашений, которые бы удовлетворяли все заинтересованные стороны. Поэтому нам время от времени приходится вступать в переговоры, а именно: согласовывать различные мнения, договариваться о правилах взаимодействия, влиять на других людей, идти на уступки, предлагать решения и т.д. см. подробнее

В данном курсе мы предлагаем некоторые приемы по достижению соглашения в тех ситуациях, которые могут развиваться как конфликтные. Эффективность таких соглашений зависит не только от наших партнеров, но и от нас самих, от нашего поведения: от того, насколько четко мы осознаем свою цель; умеем ли управлять эмоциональной составляющей переговорного процесса; готовы ли слышать оппонента и учитывать его мнение и интересы; можем ли подбирать аргументы, способные учесть потребности другого человека; умеем ли гибко реагировать на новые вводные и изменение ситуации; готовы ли искать взаимовыгодное решение и др.

Курс 8

Сила убеждений, или Как наши мысли влияют на нашу жизнь

Разумова Ольга Геннадьевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедр общей и прикладной психологии факультета психологии и безопасности жизнедеятельности Марийского Государственного университета, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Йошкар-Оле. Окончила факультет психологии Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: клиническая психология, психологическое консультирование и психотерапия. Сертифицированный гештальт-терапевт. Автор более 35 научных трудов и учебно-методических работ, в том числе: «Психология общения: тесты, упражнения, игры» (1996), «Учителю для работы с родителями: психологические тексты» (2000), «Младшие школьники “группы риска”: практические рекомендации для учителей и родителей» (2002), «Практикум по психологии больного и психосоматике» (2010).

В большинстве своем люди считают (и, заметим, правильно делают!), что в развитии многих болезней немалую роль играют психологические факторы. Автор показывает, каким образом эмоции и мысли, а также различные особенности личности человека влияют на возникновение недугов и предлагает способы преодоления негативных переживаний и ошибочных, разрушающих жизненных установок. см. подробнее

Курс содержит различные практические задания, которые помогут: определить уровень стрессовой нагрузки, оценить степень влияния стресса на психику и организм; выявить свои привычные стратегии поведения и особенности образа мыслей в психотравмирующих ситуациях; потренироваться в изменении мыслей и проследить, как это влияет на чувства и переживания. Автор предлагает слушателям попробовать различные приемы работы с негативными эмоциональными переживаниями, такими как гнев, тревога, депрессия, обида и чувство вины.

Курс 9

Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении

Петрухина Светлана Разумовна

Кандидат психологических наук; преподаватель дисциплин психологического цикла в Марийском государственном техническом университете. Практический психолог с десятилетним стажем работы, гештальт-терапевт Московского Гештальт Института. Область научных интересов: социальная психология, конфликтология, психология эмоций, психология семейных отношений. Научную деятельность успешно совмещает с практикой.

Стюхина Галина Андреевна

Кандидат психологических наук, доцент. В 1995 году окончила очную аспирантуру Московского государственного педагогического университета им. В.И.Ленина, защитила кандидатскую диссертацию. В своих научных поисках разделяет функционально-генетический подход в изучении способностей академика В.Д. Шадрикова. Являлась главным научным сотрудником научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Автор нескольких учебно-методических пособий по психологии. Преподает дисциплины психолого-педагогического цикла на кафедре психологии младшего школьника МПГУ им. В.И.Ленина. Практикующий психолог с большим опытом консультативной и тренинговой работы.

Нередко дети своим поведением ставят нас в такие ситуации, когда у нас «опускаются руки», мы не можем найти слов, не знаем, как правильно реагировать на ту или иную реплику или реакцию с их стороны. Нам бывает трудно понять, почему дети проявляют упрямство, негативизм, грубость; какие свои чувства, желания, переживания они хотят до нас донести таким поведением. Авторы курса раскрывают психологические особенности детей в разные периоды их жизни, описывают те сложности, которые могут возникнуть во взаимодействии с ними, и рекомендации по их преодолению. см. подробнее

В рамках курса анализируются достаточно часто встречающиеся жизненные ситуации и предлагаются варианты их решения. Знакомство с теоретическими материалами, а также выполнение практических заданий помогут слушателям лучше понять причины различных трудностей в общении с детьми и научиться конструктивно выстраивать взаимодействие с ними.

Курс 10

Наследственность и воспитание, или Что влияет на развитие ребенка

Разумова Ольга Геннадьевна

Кандидат психологических наук, доцент кафедр общей и прикладной психологии факультета психологии и безопасности жизнедеятельности Марийского Государственного университета, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» в г. Йошкар-Оле. Окончила факультет психологии Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: клиническая психология, психологическое консультирование и психотерапия. Сертифицированный гештальт-терапевт. Автор более 35 научных трудов и учебно-методических работ, в том числе: «Психология общения: тесты, упражнения, игры» (1996), «Учителю для работы с родителями: психологические тексты» (2000), «Младшие школьники “группы риска”: практические рекомендации для учителей и родителей» (2002), «Практикум по психологии больного и психосоматике» (2010).

Вопрос о «плохой» наследственности или ошибках в воспитании встает, как правило, тогда, когда с ребенком (или в наших отношениях с ним) не все благополучно (возникают проблемы с учебой, поведением, тем и другим вместе). Мы пытаемся ответить на этот вопрос, чтобы определиться со своей «стратегией и тактикой» по отношению к имеющемуся неблагополучию: понять меру своей ответственности и — главное — возможности влияния на ситуацию. см. подробнее

Данный курс содержит информацию: во-первых, о врожденных свойствах нервной системы детей (сила /слабость, подвижность / инертность) и о том, как они проявляются в различных учебных ситуациях (что ребенку особенно трудно, а что, наоборот, может использоваться для повышения его успешности); во-вторых, о тех устойчивых особенностях характера (и, соответственно, поведения детей), которые возникают преимущественно в процессе воспитания (упрямство/негативизм, агрессивность, тревожность, ложь), об основных причинах и способах их коррекции.

Кроме того, в курсе предложены практические задания, которые помогут взрослым: определить особенности нервной системы ребенка, а также ресурсы «творческого приспособления» к ним; оценить способы своего взаимодействия с детьми и возможности их оптимизации. Курс адресован учителям и родителям, готовым объединить усилия и начать с себя, для того чтобы научиться получать большее удовольствие от своего общения с детьми.

Курс 11

Персональный тренинг «Путь к себе и другим», или Как достичь гармонии с собой и окружающими

Осухова Наталия Георгиевна

Практикующий психолог, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Участник многочисленных реабилитационных программ, в том числе международных проектов для социальных работников.

Автор более ста пятидесяти научных публикаций по различным проблемам психологии (в том числе многократно переизданного учебного пособия «Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях»), а также многочисленных научно-популярных статей в газетах и журналах.

Область научных интересов: психология личности; консультативная психология; психологическое сопровождение личности в трудных и экстремальных ситуациях; психологическая поддержка специалистов социономических профессий.

Чтобы жить полной жизнью, чувствовать себя счастливым, достаточно ли быть успешным, материально обеспеченным человеком? Конечно, нет. Необходимо еще выстроить продуктивные отношения с другими людьми. А это невозможно, если человек не смог разобраться в себе, в своих сильных сторонах и проблемах, не достиг внутреннего баланса, не научился принимать ответственность за свою жизнь. Если вы готовы заняться решением этих задач, можете воспользоваться предложенным автором данного курса самотренингом. см. подробнее

В самом начале пути предстоит познакомиться с собой, понять, что сближает вас с другими, а что отличает, т.е. является вашей уникальностью. Дальнейшие шаги помогут осознать отношение к себе и к другим людям; проанализировать собственные ценности и принять себя.

Следующий этап работы — это выяснение того, кто вы: пешка или хозяин своей жизни? Готовы ли вы самостоятельно принимать решения и управлять событиями, которые с вами происходят?

В конце автор предлагает познакомиться с некоторыми непростыми мелочами взаимодействия, которые способствую формированию добрых, уважительных отношений с окружающими.

Курс 12

Психология детской лжи, или Почему дети говорят неправду

Николаева Елена Ивановна

Доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Института детства Российского государственного университета им. А.И. Герцена (Санкт Петербург). Елена Ивановна является победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея». Автор учебника для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Изд-во «Федоров»). Член профессиональных сообществ: Российское физиологическое общество (с 1976 г.), Академия педагогических и социальных наук (с 2003 г.), Российское психологическое общество (с 2003&Nbsp;г.), Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA, c 2004 г.), Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (2007). Николаева Е.И. – член редакционной коллегии журналов «Психология образования в поликультурном пространстве», «Sky», «Health Psychology and Behavioral Medicine: an Open Access Journal». Эксперт журнала «Справочник педагога-психолога». Автор более 330 научных публикаций.

Почему дети лгут? Чаще всего взрослые объясняют такой факт поведения ребенка плохой наследственностью, тем самым полностью снимая с себя ответственность за его воспитание и развитие. Дескать, мы никак на это не можем повлиять, здесь причина в генах. Но так ли это? Конечно, семья влияет на развитие ребенка и формирование его характера, но не генами, а стилем воспитания, семейными отношениями, системой ценностей и др. Значит ли это, что от педагога ничего не зависит? Конечно, нет. Выстраивая общение с любым человеком, взрослым или ребенком, в наших силах сделать взаимоотношения открытыми и доверительными. см. подробнее

В данном модульном курсе автор раскрывает основные причины лжи у детей в разные возрастные периоды (у дошкольников, младших школьников и подростков), а также показывает, каким образом те или иные действия педагогов или родителей могут сказываться на желании или нежелании ребенка говорить правду.

Курс 13

Кнут и пряник, или Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей

Николаева Елена Ивановна

Доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Института детства Российского государственного университета им. А.И. Герцена (Санкт Петербург). Елена Ивановна является победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея». Автор учебника для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Изд-во «Федоров»). Член профессиональных сообществ: Российское физиологическое общество (с 1976 г.), Академия педагогических и социальных наук (с 2003 г.), Российское психологическое общество (с 2003&Nbsp;г.), Европейской ассоциации психологии здоровья (EHPA, c 2004 г.), Межрегиональная ассоциация когнитивных исследований (2007). Николаева Е.И. – член редакционной коллегии журналов «Психология образования в поликультурном пространстве», «Sky», «Health Psychology and Behavioral Medicine: an Open Access Journal». Эксперт журнала «Справочник педагога-психолога». Автор более 330 научных публикаций.

Повседневное общение с детьми ставит перед нами много сложных вопросов, на которые не всегда сразу находятся ответы. Мы порой не знаем, как правильно реагировать на ту или иную выходку наших воспитанников, как поступить, чтобы добиться желаемого результата и при этом сохранить доверительные отношения с детьми. см. подробнее

Можно ли применять наказания и как это делать правильно? Не повредит ли эта мера воздействия ребенку? Нужно ли хвалить детей, и если да, то как и в каких ситуациях? Существует ли риск избаловать ребенка, используя поощрения в воспитании?

Обсуждению этих и ряда других вопросов посвящен данный курс. Автор знакомит слушателей с различными подходами к пониманию роли наказания и поощрения в воспитании и обучении детей. На примере конкретных жизненных ситуаций анализируются типичные ошибки взрослых при использовании этих мер в воспитании, обсуждаются возможные варианты решения сложных проблем.

Курс 14

Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру

Битянова Марина Ростиславовна

Кандидат психологических наук, специалист в области психологии образования. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры дифференциальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Принадлежит к числу тех редких российских психологов, которые сочетают в себе серьезную теоретическую подготовку с глубоким пониманием школьных реалий. Имеет собственный взгляд на то, зачем нужен психолог в образовании, о чем регулярно пишет в своих книгах и статьях, в том числе в журнале «Школьный психолог».

Деловая игра – современный инструмент, который в последние годы стал очень популярным в самых разных сферах деятельности, в том числе и в образовании. Сегодня в работе педагогов появляются задачи, которые запрашивают новых форм и методов для своего решения. Деловая игра - один из таких методов. см. подробнее

В данном курсе раскрывается содержание и особенности использования деловых игр в школе. Автор знакомит слушателей различными видами деловых игр, технологией их применения в решении психолого-педагогических задач.

В курсе представлено подробное описание сценариев деловых игр, которые могут быть эффективны как в работе педагогического коллектива, так и при организации различных мероприятий с учащимися.

Курс 15

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Арсланьян Валерия Петровна

Кандидат психологических наук, доцент. Окончила психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Сфера профессиональных интересов: психологическая диагностика, психология управления, психологическое консультирование.

Практически в каждом детском коллективе, в школе или в детском саду, есть хотя бы один ребенок, который отличается повышенной двигательной активностью и отвлекаемостью внимания. Ему сложно усидеть на одном месте, трудно выполнять требования педагогов. Он отвлекается сам и мешает другим детям. И часто никакие наказания, ограничения, угрозы или увещевания не помогают взрослым остановить неуемную энергию такого ребенка и направить ее в мирное русло. см. подробнее

Откуда берутся непоседы? Какие воспитательные воздействия наиболее эффективны в общении с такими детьми? Как помочь им справиться со своими проблемами, которые мешают не только окружающим, но и самим детям, т.к. сказываются на их школьной успеваемости и отношениях со сверстниками и взрослыми? В данном курсе описаны причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), представлены игры и упражнения, которые способствуют формированию навыков саморегуляции у таких детей.

Курс 16

Школа оптимизма, или Как найти заряд позитивной энергии внутри себя

Лукьянченко Наталья Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент, докторант Сибирского государственного технологического университета. Имеет обширный опыт в области практической психологии образования: работа в центрах сопровождения в качестве научного консультанта; проведение тренинговых программ и аналитических семинаров; консультативная практика. Автор более, чем 180 публикаций.

Пятаков Евгений Олегович

Редактор научно-методических журналов «Школьные технологии» и «Вестник практической психологии образования». Педагог-психолог с опытом работы в различных воспитательных, образовательных и досуговых детских учреждениях. Постоянный автор журналов «Школьный психолог», «Народное образование», «Социальная педагогика» и др. Творческое кредо — поменьше абстрактных теорий и умозрительных рассуждений, побольше практики и здравого смысла.

Быть оптимистом или пессимистом: что лучше, что полезнее, что эффективнее, что нравственнее — об этом можно спорить. Но в самом слове «оптимизм» заложено понятие «оптимальный» — что значит — способный максимально эффективно использовать имеющиеся внутренние ресурсы и внешние возможности. см. подробнее

Профессия педагога по самой своей природе требует от человека огромных душевных и энергетических затрат, а также умения быстро восстанавливаться. Поэтому стать оптимистом (или понять, почему ты оптимист), осознать и укрепить свои сильные стороны и защитить слабые — важно для любого педагога. Именно на решение данной задачи и направлен данный курс.

Авторы логично объясняют, в чем суть оптимизма и пессимизма как психологических явлений; описывают законы, по которым пессимизм и оптимизм оказывают прямое (хотя и не всегда заметное сразу) влияние на повседневную жизнь и судьбу людей; обосновывают преимущества оптимизма и показывают ловушки пессимизма; предлагают конкретные — простые и легкие в применении — упражнения для самообучения, самокоррекции и превращения себя в оптимиста.

Курс 17

Близкие люди, или Роль семьи в развитии ребенка

Стюхина Галина Андреевна

Кандидат психологических наук, доцент. Автор нескольких учебно-методических пособий по психологии способностей, психологии семейных отношений, конфликтологии. Преподает дисциплины психолого-педагогического цикла на кафедре психологии младшего школьника МПГУ. Практикующий психолог с большим опытом консультативной и тренинговой работы.

«Все мы родом из детства…» Это выражение Антуана де Сент-Экзюпери известно многим. Но что оно означает? Каким образом происходящее в семье оказывает на нас влияние? Какова роль семьи в формировании личности ребенка? По каким законам живет семья? О каких особенностях семейной жизни следует знать, чтобы избежать непонимания и ссор? Что зависит от нас, как сделать нашу жизнь в семье лучше? Эти и другие вопросы стали предметом рассмотрения данного модуля.

Курс 18

Мир детских игрушек, или Как выбрать ребенку хорошую игрушку

Смирнова Елена Олеговна

Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста ПИ РАО, профессор МГППУ и МГПУ, член международной ассоциации детских психиатров и психологов. Занимается исследованиями в области психологии детей младенческого и раннего возраста, психологии общения и межличностных отношений и развития личности ребенка в детском возрасте. Елене Олеговне принадлежит 150 научных работ и книг. За вклад в педагогическую науку и образование она награждена медалью Челпанова и медалью К. Ушинского.

Когда любящие родители приходят в магазин за новой игрушкой для своего ребёнка, нередко они теряются в этом разнообразии. С прилавков на них глядят люди-пауки, динозавры всех размеров и длинноногие красавицы, интерактивные игрушки, которые сами разговаривают и выражают свою любовь, многочисленные коробки с развивающими играми, которые за неделю обещают сделать из ребёнка гения и пр. На первый взгляд, такое изобилие снимает все проблемы с приобретением игрушек для ребенка, но на самом деле проблема выбора теперь стала гораздо труднее. см. подробнее

Как сориентироваться в этом многообразии и выбрать ту игрушку, которая будет радовать и развивать ребенка? Отсутствие каких-либо ориентиров при выборе игрушек приводит к их бессистемной массовой закупке – чем больше, тем лучше. В результате детские комнаты завалены игрушками, а нужных и важных для ребёнка среди них порою нет. Автор предлагает разобраться в этой проблеме и показывает, какие функции выполняет детская игрушка, на какие критерии нужно обращать внимание при ее выборе, какие возрастные особенности необходимо учитывать при покупке игрушки.

Курс 19

Мифы демократического воспитания

Чибисова Марина Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, научный руководитель лаборатории педагогической психологии Окружного методического центра Южного округа г. Москвы, соавтор книг «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия для первоклассников» и «Психолог на родительском собрании», автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ» и ряда статей по проблемам психолого-педагогического сопровождения образования.

Что такое демократическое воспитание? Как осуществить его на практике? Какие типичные ошибки мы допускаем в общении с детьми? Автор подробно рассматривает «мифы» демократического воспитания, типичные заблуждения взрослых, которые хотели бы его придерживаться. см. подробнее

Материалы курса познакомят вас с особенностями демократического стиля воспитания, его отличиями от авторитарного стиля. Вы узнаете, что означает равноправие в отношениях взрослых с детьми, допустимо ли использовать запреты и ограничения в воспитании, как правильно договариваться с детьми и устанавливать для них границы дозволенного. Примеры педагогических ситуаций и рекомендации, представленные в учебном курсе, адресованы как педагогам, так и родителям, заинтересованным в эффективном взаимодействии с детьми и подростками.

Цикл «Инклюзивный подход в образовании»

Курс 1

Инклюзивное образование: история и современность

Алехина Светлана Владимировна

Кандидат психологических наук, Почетный работник общего образования РФ, директор Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. Светлана Владимировна является руководителем проектов по развитию инклюзивного образования в России, руководителем секции УМО, разработчиком программ подготовки кадров в сфере инклюзивного образования ФГОС ВПО.

Инклюзивное образование в России закреплено Законом «Об образовании». Станет ли инклюзия реальностью нашей жизни, во многом зависит от учителя. Этот курс адресован именно тем, кто делает наше образование, кто является главной фигурой, способной его изменить. Курс ориентирован на развитие профессионального мышления педагога обычной школы. см. подробнее

В предлагаемых автором материалах дается краткий экскурс в историю становления инклюзии, раскрываются основные вопросы развития инклюзивного образования, предлагаются практические рекомендации по внедрению организационных и педагогических технологий, а также общепедагогических подходов и психолого-педагогических методов в работу учителя, направленных на включение разных детей с их индивидуальными возможностями и особенностями в процесс обучения и развития.

Курс 2

Основные педагогические технологии инклюзивного образования

Дмитриева Татьяна Павловна

Научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ ИПИО МГППУ.

Самсонова Елена Валентиновна

Руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент.

Хотылева Татьяна Юрьевна

Заместитель руководителя Центра психолого-педагогического сопровождения детей и подростков МГППУ, канд. психол. наук.

Инклюзивное образование — это реальность наших дней. Для его успешной реализации педагог должен ставить и решать особые профессиональные задачи, знать методы организации учебного процесса, а также владеть технологиями организации образовательного процесса в инклюзивном классе. см. подробнее

Представленные материалы расширят знания педагогов в вопросах инклюзивного образования.

Курс 3

Развивающие возможности урока: дидактический и методический аспекты

Битянова Марина Ростиславовна

Кандидат психологических наук, специалист в области психологии образования. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры дифференциальной психологии в Московском городском психолого-педагогическом университете, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ». Принадлежит к числу тех редких российских психологов, которые сочетают в себе серьезную теоретическую подготовку с глубоким пониманием школьных реалий. Имеет собственный взгляд на то, зачем нужен психолог в образовании, о чем регулярно пишет в своих книгах и статьях, в том числе в журнале «Школьный психолог».

Меркулова Татьяна Викторовна

Психолог-методист Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», соавтор (совместно с М.Р.Битяновой) программы по разработке и внедрению педагогических и психологических технологий и методов в развивающую работу с детьми на уроке, автор и ведущая психологических программ для старшеклассников, автор ряда публикаций по тайм-менеджменту в современной школе и по развитию навыков тайм-менеджмента у детей.

Изменение целей современного образования в связи с введением ФГОС второго поколения ориентирует педагогов на всестороннее использование развивающих возможностей урока. В модуле рассматриваются практические приемы реализации поставленных задач. см. подробнее

Авторы подробно раскрывают понятие «универсальные учебные действия», дают характеристику их основных видов и описывают существующие подходы к их формированию у учащихся. Учебные материалы позволят педагогам познакомиться с этапами и алгоритмами формирования УУД, а также содержат практические рекомендации по проектированию собственной деятельности по развитию УУД.

Курс 4

Специальные образовательные условия инклюзивной школы

Семаго Наталья Яковлевна

Кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник МГППУ, педагог-психолог Центра «Тверской», доцент АПКиППРО.

Особое место в развитии инклюзивного образования принадлежит образовательной среде. Для гуманизации процессов образования необходимо создать такую среду, которая будет учитывать потребности и возможности каждого ребенка.

Важная роль в определении необходимых в каждом конкретном случае специальных образовательных условий отводится системе психолого-медико-педагогического консультирования. см. подробнее

В представленных материалах подробно рассматриваются следующие вопросы:

- Что такое «специальные образовательные условия»?

- Какие особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ?

- Какие задачи решаются в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума и психолого-медико-педагогической комиссии?

- Как составить договор с родителями ребенка с ОВЗ?

Курс 5

Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ

Кутепова Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета.

Начиная с 2013 года, профессиональная лексика педагога пополнилась новыми понятиями. Среди них: «инклюзивное образование», «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «индивидуальный учебный план», «адаптированная образовательная программа», «адаптированная основная образовательная программа», «специальные условия для получения образования». см. подробнее

Все новые понятия закреплены Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который определил право и возможность на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описание изменений в организации работы педагогического коллектива общеобразовательной организации, исходя из определения четырех последних понятий, и является задачей этого модуля.

Курс 6

Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма

Алёхина Светлана Владимировна

Директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования ГБОУ ВПО Московского городского психолого-педагогического университета, кандидат психологических наук, Почётный работник общего образования РФ. Светлана Владимировна ведёт активную общественно-профессиональную и научную деятельность: эксперт ЮНИСЕФ в области инклюзивного образования, руководитель секции УМО «Специальное и инклюзивное образование детей с ОВЗ» по направлению «Психолого-педагогическое образование» ФГОС ВПО.

Фальковская Лариса Павловна

Ведущий научный сотрудник института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», кандидат психологических наук, Почётный работник общего образования РФ. Занимается изучением проблем развития психологической службы образования, психологии мотивации и развития личности; психолого-педагогической экспертизы образовательной среды; межведомственного взаимодействия при сопровождении ребенка и семьи с трудностями развития и др.

Изменения, происходящие в современной школе и в обществе в целом, предъявляют новые требования к профессионализму педагога. Внедрение инклюзивного подхода, обеспечение равных образовательных возможностей для всех невозможно без активного участия главного действующего лица – УЧИТЕЛЯ. Что изменилось в требованиях, предъявляемых к его деятельности? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии? Эти и другие вопросы являются предметом рассмотрения модульного курса. см. подробнее

Слушатели смогут познакомиться с ключевыми изменениями системы образования и основными положениями Профессионального стандарта педагога; узнать о психологических особенностях подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный курс предназначен также для тех педагогов, которые считают, что их профессиональное развитие должно быть связано с осмыслением успехов тех учеников, результаты обученности которых не вписываются в традиционные рамки понимания результативности обучения в школе. Погружение в проблематику обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе позволяет педагогу иначе взглянуть на свои профессиональные качества и наметить пути для самосовершенствования.

36-часовые курсы
повышения квалификации

Курс 21-010

Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС

Виноградова Наталья Федоровна

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии образования, заведующая Сектором начального образования ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО. Руководитель исследовательского направления РАО «Преемственность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования», главный редактор журнала «Начальное образование», член редколлегии журнала «Начальная школа», член диссертационных советов.

В современной школе существует ряд тенденций, которые задерживают процессы реформирования образования, подчинения его новым целям обучения школьников. Сегодня существуют определенные «болевые точки», которые характеризуют школьное образование, к которым, например, относятся: неготовность учителя работать в деятельностной парадигме; отсутствие преемственности и перспективности обучения на целевом и методическом уровне; в основном, ориентация педагога на репродуктивную деятельность школьников; сложности в организации проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности. Эти и другие проблемы отрицательно отражается на интеллектуальном развитии учащихся, на их учебных интересах. см. подробнее

Основная цель курса: повысить профессиональный уровень педагогов основного и старшего звена школы в области теории обучения (дидактики) с учетом требований и особенностей современной системы образования.

В результате обучения учителя смогут:

  • расширить свои знания в области педагогики и, в частности теории обучения;
  • осознать различия обучения в рамках общеобразовательной и развивающей школы;
  • овладеть психологическими знаниями, которые помогут в понимании процессов, происходящих в системе современного образования;
  • познакомиться с изменениями, которые необходимо произвести в современной школьной дидактике.

Информация, представленная в рамках учебного курса позволит педагогу, с одной стороны, скорректировать дидактический процесс, в целом, с другой – внести в него необходимые изменения с учетом специфики предметного содержания.

Курс 21-011

Психолого-педагогические приемы формирования коллектива и оптимизации межличностных отношений в классе

Чибисова Марина Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, научный руководитель лаборатории педагогической психологии Окружного методического центра Южного округа г. Москвы, соавтор книг «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия для первоклассников» и «Психолог на родительском собрании», автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ» и ряда статей по проблемам психолого-педагогического сопровождения образования.

Формирование здорового социально-психологического климата — важная составляющая оптимизации межличностных отношений среди учащихся. В данном курсе рассматриваются вопросы лидерства и стратегий взаимодействия педагога с лидерами класса; этапы формирования авторитета и использование отношений авторитетности в работе учителя. Материалы курса познакомят с приемами изучения структуры класса, помогут разобраться в этапах построения отношений между «большинством» и «меньшинством». см. подробнее

В ходе изучения лекций и выполнения заданий слушатели смогут расширить свои представления об этапах формирования коллектива и использовании групповых форм работы для развития коллектива класса.

Данный курс адресован всем педагогам.

Курс 21-012

Создание презентаций в программе PowerPoint

Усенков Дмитрий Юрьевич

Научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования, редактор учебной, учебно-методической и технической литературы по информатике и информационным технологиям. Автор 8 книг и более 350 статей по информатике и информационным технологиям. Сфера профессиональных интересов: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), программные и аппаратные средства реализации ИКТ, системы виртуальной реальности, стереоскопическое фото и видео.

Редактор презентаций PowerPoint представляет собой простое, легкое в освоении и использовании средство для создания не только собственно презентаций (как наглядного средства для сопровождения рекламного показа или доклада), но и вообще мультимедийных электронных ресурсов самого разного назначения, в том числе образовательного. см. подробнее

Важно понимать, что подготовка PowerPoint-презентации составляет не только «технологический» вопрос («какие правильные кнопки нажимать»), но также – и даже главным образом – включает в себя вопросы дизайна и грамотного проведения доклада (или урока) с использованием созданной презентации. Именно умение создавать наглядный, удобный для восприятия и способный оказать требуемое психологическое воздействие на слушателя/зрителя материал и доносить его до аудитории составляет основу компетентности разработчика такой цифровой продукции.

Данный курс позволит познакомиться с основами использования редактора презентаций PowerPoint, а также с основами дизайна и проведения доклада с использованием презентаций тем, кому еще не приходилось пользоваться этим программным приложением, а также ознакомиться с особенностями версии 2010 тем, кто работал с предыдущими версиями 2000/ХР/2003.

Курс 21-013

Применение электронных таблиц (Excel) в практической работе педагога

Усенков Дмитрий Юрьевич

Научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования, редактор учебной, учебно-методической и технической литературы по информатике и информационным технологиям. Автор 8 книг и более 350 статей по информатике и информационным технологиям. Сфера профессиональных интересов: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), программные и аппаратные средства реализации ИКТ, системы виртуальной реальности, стереоскопическое фото и видео.

Электронные таблицы представляют собой мощное средство обработки числовых и символьных данных, включая возможности решения задач моделирования и оптимизации, а также простейший функционал базы данных. см. подробнее

Например, учитель может использовать электронные таблицы Excel при составлении списков оценок (ряд существующих «электронных классных журналов», функционирующих в сети Интернет, обеспечивает возможность экспорта данных об успеваемости в файл формата Excel) и наглядном представлении успеваемости в виде графиков и диаграмм. Учителя математики с успехом могут применять Excel для вычерчивания графиков различных функций (в том числе трехмерных) и их исследования. Excel может послужить хорошей инструментальной средой при реализации учебных проектов по моделированию и оптимизации. Наконец, учителя информатики обязаны знать все возможности этого программного приложения и передавать свои знания учащимся, поскольку изучение Excel (равно как и других приложений пакета Microsoft Office) входит в обязательный минимум информационных компетенций согласно Федеральному государственному образовательному стандарту.

Данный курс позволит познакомиться с основами использования электронных таблиц Excel тем, кому еще не приходилось пользоваться этим программным приложением, а также ознакомиться с особенностями версии 2010 тем, кто работал с предыдущими версиями 2000/ХР/2003.

Курс 21-014

Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС

Галеева Наталья Львовна

Кандидат биологических наук, Почетный работник общего образования РФ, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ. Руководитель городских экспериментальных площадок «Методологическая и управленческая культура учителя как условие и средство обеспечения нового качества образования», «Условия роста и реализации профессиональных компетенций учителя в системе школьной методической и экспериментальной деятельности», «Условия реализации социальной направленности образовательного процесса для детей с трудностями социальной адаптации».

Автор педагогической технологии «ИСУД» (учет и развитие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика средствами учебного предмета), технологии мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя личностно ориентированного образовательного процесса, соавтор и разработчик системы мониторинга профессиональной компетентности заместителя директора школы по УВР.

Автор более 120 статей, методических и практико-ориентированных пособий по дидактике и управлению личностно ориентированным образовательным процессом.

Реализация требований ФГОС предполагает изменения в деятельности каждого учителя. Педагогу необходимо скорректировать цели и содержание деятельности, выделяя требующие изменений объекты управления в образовательной системе «учитель-ученик». см. подробнее

Объектами управления в этой системе являются и урок, и внеурочная предметная деятельность, и оснащение кабинета, и педагогическое общение. Главном объектом управления в деятельности учителя, требующим серьезных изменений на этапе введения ФГОС, является система оценивания образовательных достижений ученика.

Освоение и использование материалов курса дает возможность слушателям спроектировать направления и формы деятельности методической системы школы и каждого учителя, обеспечивающие условия освоения и реализации требований ФГОС.

Курс 21-015

Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта

Пинская Марина Александровна

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта «Разработка программ помощи школам с низкими результатами» НИУ ВШЭ. Марина Александровна имеет многолетний опыт работы в области вальдорфской педагогики. Автор книги «Новые подходы к оцениванию в начальной школе» (Просвещение, 2013 г.), а также многочисленных статей, научных, методических и практических разработок и пособий в области оценки качества образовательных достижений ученика и планирования развития профессиональной карьеры педагога.

Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования, элективы, профили, практики и пр.) он, по сути, не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты. Способом решения данной проблемы может стать появление в повседневной практике новых для нашей школы современных форм оценивания. Прежде всего, «формирующего оценивания» (formative assessment), как формы деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя. см. подробнее

Подобный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений; фиксацию не только итоговых достижений, но и отслеживание их динамики и индивидуального прогресса ученика; использование оценочных процедур для корректировки собственного преподавания и содержания учебной программы.

«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.

В рамках данного курса слушатели познакомятся с новыми подходами к оценке индивидуальных образовательных достижений и смогут овладеть эффективными оценочными методиками, применимыми на разных ступенях школьного обучения.

Курс 21-016

Психологические факторы школьной успешности

Степанова Марина Анатольевна

Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, руководитель психологической службы гимназии 1541. Автор более 240 научных и научно-популярных публикаций по вопросам психологии. Участник российских и международных конференций, симпозиумов и съездов, в том числе XXIX Психологического конгресса в Берлине (2008), XI Европейского конгресса в Осло (2009), конференции памяти Л.С.Выготского в Эшторил (Португалия, 2010).

Число неуспевающих учеников, несмотря на активное внедрение в процесс обучения новых образовательных технологий и расширение системы школьной психологической службы, продолжает оставаться достаточно большим. Уже в начальной школе 25-30% учеников, а по некоторым данным до 40% детей, испытывают различные трудности. Практика показала, что проведение дополнительных занятий далеко не всегда приводит к положительному результату – к устранению имеющихся пробелов в усвоении школьных знаний. см. подробнее

В этой связи в качестве проблемы первостепенной важности выступает проблема оказания адекватной психолого-педагогической помощи детям, не справляющимся со школьной программой. Эта помощь включает в себя следующие компоненты:

  • диагностику причин отставания;
  • своевременную педагогическую коррекцию;
  • профилактику возможных отрицательных последствий.

Цель курса: ознакомление слушателей с накопленными в психолого-педагогической науке данными о связи обучения с умственным развитием учащихся и об условиях организации успешного школьного обучения.

Курс 21-018

Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся

Чибисова Марина Юрьевна

Кандидат психологических наук, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, главный редактор журнала «Школьный психолог», соавтор книг «Здравствуй, школа! Адаптационные занятия для первоклассников» и «Психолог на родительском собрании», автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ» и ряда статей по проблемам психолого-педагогического сопровождения образования.

Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого классного руководителя найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов педагога со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать»… В материалах курса анализируются возможные факторы, препятствующие сотрудничеству между родителями и школой, и предлагаются способы его оптимизации. см. подробнее

Согласно п.2 ст 44 Закона об образовании, «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Материалы курса позволят педагогам расширить методический инструментарий, для того чтобы успешно решать эту профессиональную задачу. Рассматриваются нетрадиционные способы работы на родительских собраниях, а также предлагаются новые формы повышения психологической компетентности родителей. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с родителями трудных детей.

Курс 21-019

Использование текстового редактора Word

Усенков Дмитрий Юрьевич

Научный сотрудник Института информатизации образования Российской академии образования, редактор учебной, учебно-методической и технической литературы по информатике и информационным технологиям. Автор 8 книг и более 350 статей по информатике и информационным технологиям.

Сфера профессиональных интересов: информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), программные и аппаратные средства реализации ИКТ, системы виртуальной реальности, стереоскопическое фото и видео.

Обработка текста — это одна из основных сфер применения современного компьютера, востребованная практически всеми пользователями ПК. Для решения этой задачи применяются специально разработанные программные средства, называемые текстовыми редакторами.

Текстовый редактор (текстовый процессор) Microsoft Word — это одно из наиболее широко используемых и удобных программных средств обработки текста. Текстовый редактор Word позволяет вводить текст с клавиатуры, выполнять его редактирование, форматирование и вывод на печать. см. подробнее

В системе образования программа Word является надежным помощником и для учителя, и для учащихся. Учитель при помощи Word может подготовить к уроку дополнительный и раздаточный материал и распечатать его на принтере в требуемом количестве экземпляров, создать отчет о своей работе и т.д.

Данный курс позволит познакомиться с основами использования текстового редактора Word тем, кому еще не приходилось пользоваться этим программным приложением, а также ознакомиться с особенностями версии 2010 тем, кто работал с предыдущими версиями 2000/ХР/2003. Изучение возможностей Word осуществляется на примере написания учебного реферата.

Курс 18-010

Химический эксперимент в основной школе

Габриэлян Олег Сергеевич

Профессор Педагогической академии последипломного образования Моск. обл., кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор УМК для общеобразовательных школ, двух пропедевтических курсов химии (7 класс), один из соавторов углубленных курсов органической и общей химии. УМК Габриеляна насчитывает более 60 наименований.

Деглина Татьяна Евгеньевна

Учитель-методист, преподает химию в МОУ «Гимназия № 1» г. Воскресенска Моск. обл., автор ряда методических публикаций по химии, автор программ элективных курсов по химии для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Обладатель именной премии Губернатора Московской области (2007).

Сладков Сергей Анатольевич

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин Педагогической академии последипломного образования, учитель химии средней школы № 2016 г. Москвы. Автор 35 печатных работ, среди которых «Введение в химию. 7 класс», «Книга для учителя. Химия, 10 класс».

Химический эксперимент выступает как объект изучения и как средство изучения химии. Обучение химии на базе эксперимента полностью соответствует концепции новых ФГОСов. Согласно новому стандарту образования, проведение ученического эксперимента, интерпретация его результатов, формулировка выводов на основании этих результатов являются универсальными учебными действиями старшеклассников. Формирование таких умений приобретает особую актуальность при выполнении учебно-исследовательских проектов по предметам естественно-научного цикла, а также при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по химии, в содержание которой в 2014 г. был введен химический эксперимент. см. подробнее

Методические рекомендации по этим вопросам и составляют ядро содержания предлагаемого курса.

Курс 16-015

Физические задачи в российской учебной литературе. Становление задачного метода обучения

Бражников Михаил Александрович

Окончил Московский инженерно-физический институт. Старший научный сотрудник ИХФ РАН, автор более 50 научных работ в области физики детонации и ударных волн в конденсированных средах, в том числе докладов на Международных симпозиумах по детонации (в 1993–2014 гг.). В 1992–2011 гг. преподавал физику в школах РАО (Москва), учитель высшей квалификационной категории, Соросовский учитель (1998), участник Всероссийского съезда учителей физики (2011). Автор около 100 публикаций в области методики обучения физике, в том числе циклов статей в журналах: «Физика» (ИД «Первое сентября»), «Физика в школе», «Естествознание в школе». Награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

Преподавание физики в наши дни не мыслится без обучения умению решать задачи. Одновременно обучение умению решать задачи является одним из практических методов обучения физике как предмету, который сложился около 150 лет назад. Основная идея курса – показать путь становления этого метода, ведь сегодняшние «трудности» обучения – следствия трудных моментов развития метода. Исторические приемы преподавания можно эффективно использовать в современной практике для обучения школьников решению задач. Изучение общих закономерностей развития метода обучения на разобранных конкретных примерах из учебников и сборников задач повысит общепедагогическую компетентность учителя, а обращение в ходе дистанционного курса к интернет-ресурсам позволит расширить ИКТ-компетентность в соответствии с требованиями ФГОС. см. подробнее

Каждый раздел завершается подборкой практико-ориентированных ситуационных методических задач. Именно такой тип задач и рекомендует современная педагогика для эффективного обучения: проанализировать текст, сформировать качественные вопросы и задачи для учащихся; составить последовательности обучающих задач и примеров; решить задачу разными методами, выделив из каждого составляющие для комплексного объяснения физической задачи и т.п. Поскольку задачи указанного типа не имеют строго регламентированного решения, такой подход позволяет проводить самоанализ собственной методики преподавания, а значит, обеспечивает профессиональный рост.

Курс 11-013

Технология учебных циклов

Левитас Герман Григорьевич

Доктор педагогических наук, профессор, учитель математики московской школы № 1199 «Лига Школ». Является одним из авторов технологии учебных циклов. Обладает большим опытом преподавания математики в школе. Его научные интересы связаны с методикой преподавания математики. Автор 30 книг и более 250 печатных трудов по методике преподавания школьной математики, включающие методические разработки, научные статьи.

Читатели журнала «Математика-ПС» знают Германа Григорьевича по публикациям о применении метода опережающего обучения при изучении ряда тем школьного курса математики, например, «Алгебраический способ решения текстовых задач», «Графики», «Векторы» и «Проценты».

Курс является самоучителем по технологическим составляющим системы школьного преподавания математики. В курсе идет речь о технологических составляющих и дается их научное обоснование, вытекающее из требований медицины, общей педагогики и педагогической психологии. Невозможно научить учителя, как в конкретных условиях выбрать из десяти известных способов объяснения один, как из десяти способов закрепления выбрать нужный, как сделать, чтобы эти выбранные способы соответствовали друг другу. Но можно указать такое сочетание этих вариантов, которое срабатывает наверняка и этому можно научить как некой технологической операции. В этом и состоит цель курса. см. подробнее

Автор считает технологию учебных циклов единственной из ныне описанных образовательных технологий, отвечающих требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения.

Особое внимание уделяется вопросам составления и проведения математических диктантов, составлению и предъявлению конспектов новых знаний, методам коллективной (парной) работы, методам дифференциации обучения путем предъявления «лесенки» заданий с увеличивающейся сложностью. В результате обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.

Освоение материалов учебного курса позволит педагогу организовывать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

Периодические
издания


Методические
брошюры

Рейтинг@Mail.ru